ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. Общее представление
о психодиагностике

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза». Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка «распознавание». Социально-психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики, психологического климата в коллективе, межличностных и групповых отношений.

Диагноз психологический – основная цель диагностики психологической; конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предмет диагноза психологического – установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии.

Развитие теории диагноза психологического – одна из важнейших задач психодиагностики. Важнейший элемент диагноза психологического – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия. Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

Первый уровень - симптоматический или эмпирический – ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков). Этот уровень ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании коих непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности.

Второй уровень – этиологический – учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их возникновения.

Третий, высший уровень – типологический – состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего развития. прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Современная социально-психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психических, индивидуально-психологических особенностей человека, а также групповых и общественных особенностей. Под социально-психологической диагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, общения, психологического климата  в коллективе. Социальная психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими и социальными исследованиями и социальными исследованиями и практикой.

Социально-психологическая диагностика – это установление диагноза психологического – описание состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация.

В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы: 1) сбор данных; 2) переработка и интерпретация данных; 3) вынесение решения – диагноз психологический и прогноз психологический.

Основные методы диагностики – тестирование и опрос.

К методическим средствам социальной психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-групповых психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. Направления теоретической и методической работы в области социальной психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т.д.). В компетенцию социально психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которыми они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Социальная психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут либо соотноситься с определенной системой отсчета, либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае получаемые при диагностировании данные об индивидуальных и групповых особенностях психики испытуемого или группы соотносятся с нормой или с каким-то критерием.

Во вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или групп испытуемых на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуются сравнение получаемых при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателей высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотношения полученных данных с критерием (например, социально-психологическим нормативом). Социально-психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемых для формирования социально-психологического диагноза.

В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому специалисту (например, учителю, врачу и др.), который сам принимает решение о его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым.

Таким образом, социальная психодиагностика предполагает обязательное сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-групповых психологических или индивидуально-групповых психологических особенностях.

2. Основные требования
к психологу-профессионалу

Основной требование, которому должен соответствовать профессионал-психодиагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Без этого, как и без специальных теоретических знаний, практическая психодиагностика на высоком уровне неосуществима. Во-первых, потому, что большинство психодиагностических тестов представляют собой бланковые методики, включающие перечень вопросов, обращенных к сознанию человека. И если испытуемый не будет психологически открыт и не будет доверять психологу, то не станет искренне отвечать на соответствующие вопросы. Если же он почувствует недоброжелательность к себе, то вообще не станет отвечать или предложит такие ответы, чтобы со своей стороны досадить экспериментатору.

Следующее, не менее важное требование – доскональное знание самих психодиагностических методик и условий их правильного применения.

Среди основных требований, которым должны отвечать научно обоснованные методы социальной психодиагностики: валидность, надежность, однозначность и точность.

Избираемая методика должна быть простой и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат.

Во-вторых, избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики.

В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной – без дополнительных разъяснений.

В-четвертых, обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого, изменяющих его отношение к психодиагностике.

3. Первоначальные цели диагностики. XIX-XX в.

Социальная психодиагностика выросла из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 50-70-е годы прошлого века связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений. По образцу лаборатории Вундта начали создаваться экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и во Франции, Америке, Швеции, Англии, Голландии.

Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом.

Первоначально цель диагностики сводилась к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф. Гальтоном, 1822-1911). Первым исследователем, использовавшим в психологической экспериментатике «интеллектуальный тест», был Дж.М. Кеттел. Коэффициент IQ был предложен Вильямом Шерном.

Значительный вклад в становление психодиагностики внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттела, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине и др. Начавшись с попытки «охватить числом операции ума» с применением тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения индивидуально-психологических различий методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического оснащения. Ее практическая эффективность возросла и появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии.

Анализ корреляционный – метод статистической оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. Позволяет за очень короткое время получить множество данных для значительного числа испытуемых. В психологических исследованиях широко применяется коэффициент связи φ, который рассчитывается в случае простейшей классификации. Например, при наличии некоторого свойства у испытуемого ему приписывается 1, при отсутствии – 0. φ – это, по существу, коэффициент корреляции (для случая дихотомических данных).

Недостатки анализа корреляционного связаны с тем, что он позволяет лишь констатировать наличие некоторой связи между параметрами или переменными, но не может доказать причинно-следственный тип этой связи. Наиболее эффективный способ выявления такой зависимости – вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другой фактор, что составляет суть метода экспериментального.

Анализ факторный – метод многомерной статистики математической, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов.

Факторный анализ особенно продуктивен на начальных этапах научных исследований, когда нужно выделить какие-либо закономерности в исследуемой области.

4. Интеллектуальные тесты
и тесты достижений, история

В США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полумиллионную армию рекрутов по различного рода армейским службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить Артуру Отису разработку новых тестов. Так появились две формы армейских тестов – «Альфа» и «Бета». Первая предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая – для неграмотных и иностранцев.

В то время как индивидуальные тесты, такие, как шкала Стэнфорд – Бине, в основном применялись в клинике для консультирования, групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии. Помимо знания уровня общего интеллекта требовалась дополнительная информация об особенностях психики человека. В результат возникло новое направление в тестологии – тестирование специальных способностей.

Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и др. учебные заведения.

Теоретической основой для построения комплексных батарей тестов способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляции между ними – факторного анализа. Английский психолог Чарльз Спирмен в статье 1904 г. пришел к выводу, что положительная корреляция между тестами на различные способности выявляет некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой g (от англ. general – общий). Помимо фактора, общего для всех видов деятельности, в каждом из них при его осуществлении обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности (s-фактор).

Теорию Ч. Спирмена называют двухфакторной. Спирмен не отрицал того, что двухфакторная теория требует уточнения. Если сравниваемые деятельности достаточно похожи, то в какой-то степени их корреляция (основанные на большом массиве данных) может быть результатом не только фактора g, но и некоторого промежуточного фактора – не такого общего, как g, но и не столь специфичного, как s. Такой фактор, свойственный только части деятельности, был назван групповым.

Ли Терстон, основываясь на многочисленных исследованиях, выделил 12 факторов, которые он обозначил как первичные умственные способности. Среди них: словесное понимание, беглость речи, числовой, пространственный, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (логическое мышление) и др. Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов. Число когнитивных факторов, описанных сегодня, превышает 120. Среди многочисленных тестов известна Батарея тестов общих способностей (GATB), включающая тесты способностей для конкретных профессий. Но к возможностям факторного анализа следует относиться с большой осторожностью и не считать этот анализ универсальным инструментом изучения психики.

Наряду с тестами интеллекта специальных и комплексных особенностей возник и еще один тип тестов – тесты достижений. В Америке тесты достижений использовались при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872 г., а с 1883 г. их применение стало регулярным. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. Дальнейшее развитие тестов в середине XX в. привело к появлению ориентированных тестов.

5. Опросники и проективная методика

Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью использовались чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются прежде всего опросники и проективная техника.

Опросники, вероятно, являются самыми первыми психодиагностическими методами, заимствованными психологами из естествознания (опросники использовал Ч. Дарвин). Опросник – это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях. Метод опросников можно рассматривать в качестве разновидностей самонаблюдения (так, например, считал А. Бине).

Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Ф. Гальтона, которые использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека (особенностей зрительного восприятия, умственных образов). В конце прошлого века с помощью опросников проводились исследования памяти (Бине, Куртье), общих понятий (Рибо), внутренней речи (Сен-Поль) и др.

Прототипом личностных опросников был опросник, разработанный американским психологом Робертом Вудвортсом в 1919 г., который назывался Бланк данных о личности.

Другим известным методом диагностики личности являются проективные техники. Их родоначальником традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоциативных теорий. Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, в трудах английского врача Гартли (1705-1757).

Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Френсиса Гальтона. В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией, Гальтон составлял списки из 75 слов и по очереди открывал их перед испытуемым. С помощью секундомера он фиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях многих психологов и психиатров.

Большинство исследователей сегодня не склонны рассматривать ассоциативный эксперимент в качестве приема для изучения интересов и установок личности. Однако следует отметить, что интерпретация получаемых результатов зависит от теоретических взглядов исследователя.

Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как завершение предложений. Эту методику использовал А. Пейк в 1928 г.

Кроме ассоцианизма теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом. Создавая эту методику, Роршах предъявлял испытуемым – психически больным – чернильные пятна. В результате своих наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей психического заболевания.

Еще одна распространенная в мире методика – тест математической апперцепции (ТАТ) – была создана в 1935 г. Х. Морган и Г. Мюрреем. Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначное толкование ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. (Сейчас множество модификаций ТАТ.)

Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное на большой субъективизм в интерпретации результатов. Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а ее развитие направлено на удовлетворение этих требований.

6. Основы социально-психологической теории

В психологии под единицей анализа понимается универсальное понятие, общая составляющая различных психологических явлений. В общей психологии к единице анализа относят субъективное отражение, образ и т.п. В социальной психологии к единице анализа разные ученые относят различные явления: одни – совместную деятельность, другие – общение, третьи – личность и т.п. Самым универсальным понятием является все же «взаимодействие», в результате чего и образуется «социальное», т.е. социально-психологические явления.

Социально-психологические явления – это такие феномены, которые возникают в результате взаимодействия субъектов (индивидуумов и общностей) в определенных условиях, отражают их в различных формах, выражают отношение к ним, побуждают и регулируют поведение людей, осуществляют обмен сообщениями и переживаниями, а также способствуют организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

Природа социально-психологических явлений двойственна: объективно-субъективная. К числу основных социально-психологических явлений можно отнести такие, как личность, когда она рассматривается как «ансамбль» отношений, как общение; мнения и настроения; общность; малые группы; стереотипы; конфликт, образ жизни и массовая коммуникация и пр.

Социально-психологические явления классифицируются по различным основаниям: по содержанию, устойчивости и т.п. По содержанию социально-психологические явления бывают «нормальными» и деформированными. Следует отметить, что произвести оценку социально-психологических явлений весьма непросто.

Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей и на различные группы.

В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные, групповые, межгрупповые, массовидные.

По степени устойчивости различаются такие социально-психологические явления, как динамичные (например, различные виды общения), динамично-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (традиции, обычаи).

Обычно в динамике и статике рассматривали только групповые явления. Эта традиция идет из школы «групповой динамики» К. Левина. В отечественной психологии первую попытку сформировать законы социальной психологии предпринял профессор А.Г. Ковалев в «Курсе лекций по социальной психологии» (М., 1972). Беда отечественной психологии состоит в том, что она пытается определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Так, например, она долго не учитывала, что формирование общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним закономерностям, в экстремальных же условиях – совершенно другим.

7. Универсальные механизмы
социально-психологических явлений

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате общения формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят более или менее глубокие изменения в общественном климате, результатах деятельности, в образе жизни и др.

Начиная с Г. Тарда и Т. Меде, к универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

- подражание – следование какому-либо примеру, образу;

- внушение – процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

- заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

- убеждение – метод воздействия на сознание личности;

- идентификация – процесс объединения или, точнее, отождествление.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения.

(Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Х. Андерсена «А король-то голый». Эта сказка о конформизме, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не «как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.)

8. История развития
социально-психологической теории

В конце XIX – начале XX веков ведется активный исследовательский поиск движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой многих работ этого периода было выделение того или иного доминирующего фактора при анализе социально-психологической проблематики. У. Баджот и Г. Гард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джемс – привычку, У. Мак-Дугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание. Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес З. Фрейд. Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными.

На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов – американца У. Томаса и поляка – Ф. Знанецкого – «Польский крестьянин в Европе и Америке». Это был итог исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрированных в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы исследования широко использовались личные документы (письма, биографический и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло в основную проблематику западной социальной психологии.

В начале 30-х годов Р. Лайкер разработал методику, использующую континиум, на котором опрашиваемый мог локализовать тот или иной оттенок своей установки. Эта сравнительно простая форма шкалирования установок широко используется сегодня. За этими шкалами последовали другие, среди которых следует отметить социометрический метод Якоба Морено (1892-1974), уроженца Румынии, получившего высшее образование в Вене и с середины 20-х годов работавшего в США. Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление в западной социальной психологии.

Среди выдающихся исследователей, в значительной степени повлиявших на формирование лица современной социальной психологии, необходимо назвать Курта Левина (1890-1947), работавшего до 1933 г. в Германии, а затем эмигрировавшего в США. Левин принес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представление о «поле сил», а из математики – понятие топологии (отрасли знаний, изучающей наиболее общие свойства геометрических фигур). Данные положения Левин использовал как основу для анализа индивидуального и социального поведения. Поэтому система его взглядов называется «психологией поля» или «топологической психологией». Важным направлением работы К. Левина было также широкое развитие исследований в области «групповой динамики».

Нельзя не указать такого направления в социальной психологии, как гуманистическая психология, связанная с первую очередь с именем К. Роджерса.

9. История развития
социально-психологических теорий
в России

В России социальная психология является молодой наукой. В 90-х годах XX столетия в России возникли многочисленные центры прикладных социально-психологических исследований: общественного мнения, межнациональных конфликтов и др. явлений. Однако дефицит теории обесценил их практическое значение.

Прикладную функцию нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо теоретической конструкцией, малопродуктивны. Отсутствие солидной теоретической базы снижает эффективность социально-психологической диагностики; консультирование и воздействия, и довольно часто дискредитирует их. Интерпретацию данных нельзя проводить без учета тех теорий, которые лежат в основе использованных методик. Однако довольно часто это не делается, что приводит к подрыву авторитета социальной психологии.

10. Основные задачи, выдвинутые перед социально-психологической теорией

Потребность в социально-психологической теории в последнее время возрастает в связи с теми изменениями, которые происходят в различных сферах: экономике, обществе, управлении, национальных отношениях, экологии и многих других областях. Это выдвигает перед социально-психологической теорией следующие основные задачи.

  1. Теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире и выявление социально-психологических характеристик личности и наиболее распространенных ее типов в современных условиях в целях разработки наиболее приемлемой ее модели.
  2. Исследование многообразия отношений и общения, в том числе их деформации в связи с утверждением в нашем социуме новой системы ценностей и изменениями в формах собственности.
  3. Выработка социально-психологического взгляда на природу государства, политики, экономики и общества на основе объективного анализа социальных институтов и общностей и их реального значения для личности.
  4. Разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических, криминальных и пр.).
  5. Социально-психологическое сопровождение педагогической и социальной работы.

В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет создание теоретических основ: социально-психологической диагностики, социально-психологического консультирования, оказания социально-психологической помощи (психогигиена, социальная реабилитация, психопрофилактика, групповая психотерапия, тренинги, социальное обучение, психологическое просвещение, ролевые игры).

11. Отечественные работы
в области социально-психологической диагностики

Как уже говорилось, особенностью развития психологии в последней четверти прошлого века было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени.

В противоположность вундтовской психологии многие экспериментальные исследования в России проводились под знаком материалистических идей. У истоков этого направления находились два величайших корифея науки – И.М. Сеченов (1829-1905) и И.П. Павлов (1849-1936). Взгляды Сеченова и Павлова оказали решающее воздействие на мировоззрение видного представителя естественнонаучного направления в психологии В.М. Бехтерева (1857-1927). Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами, называя психические процессы невропсихикой. Бехтерев, сочетая эрудицию психолога, физиолога, психиатра и невролога-клинициста, был вместе с тем и выдающимся организатором психологической науки, он возглавил Психоневрологический институт в Петербурге.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта при клинике нервных и душевных болезней харьковского университета. В 1885 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С.С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

Итак, во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г.И. Россолимо (1860-1928) в 1909 г. в Московском университете. Г.И. Россолимо – крупнейший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состоянии. По существу этот метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, был одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной одаренности. Эта система обследования называлась методикой индивидуального психологического профиля.

Примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию – еще один русский психолог – А.Ф. Лазурский (1874-1917). Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно полной естественной классификацией характеров. Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами.

Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет Измерительная шкала ума, разработанная А.П. Болтуновым (1928) (в основу была положена шкала Бине-Симона). Принципиальное отличие шкалы состоит в возможности проводить групповые исследования. Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают публиковавшиеся в 20-30-х годах работы М.Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. В 20-е годы ХХ века в нашей стране значительное развитие получили психология труда и психотехника (исследования И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, Н.Д. Левитова, А.А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения. В начале 30-х годов началась принципиальная критика многих положений психологии. Постановлением от 4 июля 1936 года был наложен запрет на применение тестов в школе. По существу, были прекращены все психодиагностические исследования. Лишь в конце 60-х годов в нашей стране вновь начинают развиваться работы по психологической диагностике.

12. Профессионально-этические аспекты психодиагностики

Основные квалификационные требования, предъявляемые к людям, занимающимся социально-психологический диагностикой: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

К психодиагностам и к психодиагностике предъявляют ряд социально-этических требования: соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключения составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также использоваться для решения его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, не предсказуемым последствиям.

Каждая психодиагностическая методика не возникает на пустом месте, она появляется и развивается на базе некоторой психологической теории. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, личности и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека. Зная соответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Например, если согласно некоторой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из них, можно достоверно судить и о степени развития другой. Немаловажное значение имеет достаточный опыт практического применения соответствующей психодиагностической методики. В особенности это касается проективных и ряда других методик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зависящие от экспериментатора, его состояния. Опыт применения таких психодиагностических методик должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут обычно к утрате необходимых знаний, умений и навыков.

 

13. Морально-этические нормы
в психодиагностике

Независимо от того, кто занимается психодиагностикой – профессионал или любитель, обязательно соблюдение следующих морально-этических норм:

  1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной или медицинской практики, оговоренных законом.
  2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслей, чувствах, которую сам он не осознает.
  3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.
  4. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.
  5. При тестировании несовершеннолетних детей их родителя или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка.
  6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.
  7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах.

14. Методы психодиагностики,
их классификация

По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные, утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго – проективные методики.

По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео-, киноформе, компьютер и т.п.), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие ль сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него).

По внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются тем, что в них диагностируется свойство, а вторые – тем, что они предназначены для психодиагностики сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. Например, известный тест Спилберга – Ханина для оценки тревожности – это мономерная методика, а личностный тест Кеттела – многомерная методика.

15. Требования, предъявляемые
к психодиагностическим методикам
и ситуациям

Термин «валидность» - евроязычного происхождения, буквально означает «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена. Есть несколько разновидностей валидности, каждую из которых следует рассматривать и оценивать отдельно. Валидность может быть теоретической, практической (эмпирической), внутренней и внешней.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемых при помощи исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некоторой методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей.

Валидность внутренняя означает соответствие содержащихся в методике заданий субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне невалидной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – это примерно то же самое, что и эмпирическая валидность, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого. При создании методики сразу оценить ее валидность трудно. Обычно валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Кроме видов валидности важно знать критерии валидности.

  1. Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях.
  2. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
  3. Данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий
  4. Данные, получаемые при помощи других методик, валидность или связь которых с проверяемой методикой считается достоверно установленной.

16. Надежность, однозначность

Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей. Надежность можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Кроме применяемой методики на результаты психодиагностики влияют ситуации ее понимания испытуемым, получаема им инструкция, а также личность и поведение самого экспериментатора во время тестирования. Если ситуация воспринимается испытуемым как экзаменационная, то она будет вести себя в ней соответственно. Высокотревожный человек будет испытывать повышенное беспокойство всегда и всюду, видеть угрозу для своей личности. Низкотревожный даже в реально угрожающей его Я ситуации будет вести себя относительно спокойно.

Поведение испытуемых и результаты, которые они показывают, зависят от того, как они понимают инструкцию. Иногда на результаты исследования влияют личность и поведение экспериментатора. Замечено, что если экспериментатор лично симпатичен испытуемым, если его поведение свидетельствует об уважении и добром отношении к испытуемым, то они в свою очередь невольно будут стараться подвирать ему и показать такие результаты, которые должны доставить ему удовольствие.

Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокоен, уравновешен, а его поведение – достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

17. Психологическая культура
личности

Психологическая культура личности проявляется в самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, миру в целом). С ее помощью человек более гармонично учитывает как внутренние требования психики, тела, так и внешние требования жизни.

Психологическая культура – это комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека. Такие потребности изначально присущи ему в виде особых мотивационных тенденций, которые обеспечивают реализацию природных способностей.

К культурно-психологическим поведенческим проявлениям относятся:

1) регулярно совершаемое самопознание, в результате которого осознается жизненное предназначение, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение и самооценка;

2) конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных проблем;

3) хорошая саморегуляция эмоций, действий, мыслей (умение поддерживать положительный эмоциональный тон; сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях; создавать позитивные личностные установки и отношения; сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми; проявлять гибкость мышления при решении сложных задач; поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптативно необходимый образ жизни);

4) гармонично организованное творчество – наличие интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени;

5) конструктивное ведение своих дел, для которых характерны реалистическое планирование, доведение начатого до конца, умение отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, умение систематично работать;

6) конструктивное саморазвитие личностных установок и поведения гармонизирующих желаний, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, природе.

Психологическая культура является важным компонентом общей культуры жизнедеятельности личности.

Уровень психологической культуры можно осознанно повышать в процессе развития и саморазвития. Это требует ежедневных умеренных усилий по формированию позитивных «саногенных» личностных установок, «позитивного мышления» и поведения.

(Методический прием психической саморегуляции для лиц, которые хотят оптимизировать свое эмоциональное состояние, является обучение саногенному мышлению. Автор этой методики – зав. кафедрой педагогики и психологии Первого московского медицинского института им. И.М. Сеченова процессор Ю.М. Орлов. Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья. Оно способствует выработке гармоничного поведения и умения управлять собой, используя элементы саморефлексии, «отчуждения» так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками которой является знание и умение мыслить саногенно, т.е. так, как  необходимо для реализации поставленной цели.)

Психологическая культура проявляется в развитом чувстве ответственности перед природой, перед жизнью как природным даром. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства природы, предполагают к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни, прожили жизнь гармонично, гибко, творчески и полно.

Список рекомендуемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 1998.
  2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб., 2003.
  3. Гуревич К.М. Введение в психодиагностику / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М., 1998.
  4. Квинн В.Н. Прикладная психология / В.Н. Квинн. - СПб., 2000.
  5. Корнилова Т.В. Методы исследования в психологии / Т.В. Корнилова. - М., 1998.
  6. Лабораторный практикум по общей и социальной психологии. - Чебоксары, 1998.
  7. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - Кн. 3. - М., 1999.
  8. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998.
  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. - Самара, 2001.
  10. Ратанова Т.А. Методы изучения и психодиагностика личности / Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева. - М., 1997.
  11. Сухов А.Н. Основы социально-психологической теории / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев. - М., 1995.
  12. Сухов А.Н. Прикладная социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. - М.; Воронеж, 1998.
  13. Творогова Н.Д. Практикум по психологии / Н.Д. Творогова. - М., 1997.
  14. Трутченков А.С. Тренинг личностного роста / А.С. Трутченков. - М., 1993.
  15. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева. - М., 1999.

 

Оглавление

 

  1. Общее представление о психодиагностике. 1
  2. Основные требования к психологу-профессионалу. 4
  3. Первоначальные цели диагностики. XIX-XX в. 5
  4. Интеллектуальные тесты и тесты достижений, история. 6
  5. Опросники и проективная методика. 8
  6. Основы социально-психологической теории. 10
  7. Универсальные механизмы социально-психологических явлений. 12
  8. История развития социально-психологической теории. 13
  9. История развития социально-психологических теорий в России. 14
  10. Основные задачи, выдвинутые перед социально-психологической
    теорией. 15
  11. Отечественные работы в области социально-психологической
    диагностики. 16
  12. Профессионально-этические аспекты психодиагностики. 18
  13. Морально-этические нормы в психодиагностике. 20
  14. Методы психодиагностики, их классификация. 21
  15. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.. 22
  16. Надежность, однозначность. 23
  17. Психологическая культура личности. 24

Список рекомендуемой литературы.. 26

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив